Главное управление по образованию Миноблисполкома

Государственное учреждение образования
"Червенский профессиональный
строительный лицей"

Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Skip Navigation Links

Горячие новости

27.07.2021
ГЕПАТИТЫ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

подробнее...

21.07.2021
Факт реализации противопожарной продукции без сертификации

подробнее...

20.07.2021
Профилактика наркомании

подробнее...

19.07.2021
Ответственности за незаконный оборот наркотических веществ и их аналогов

подробнее...

16.07.2021
«Маленький, да удаленький» информация РОЧС

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 
223232 Минская область, 
г. Червень, ул. Минская, 64
 Телефон: 8 01714 2 87 13 
Электронная почта: 
chpsl@minsk-region.edu.by

Яндекс.Метрика

 

Как услышать подростка, пока он не стал «трудным»

Мало найдется детей, которые никогда не доставляют учителю головной боли. Но некоторые ученики буквально сводят с ума: отвлекают других, отказываются участвовать в работе, устраивают драки. Как работать, если появился такой непутевый ученик в школе? 

Не принимайте все на свой счет

Встреча с «неподдающимся» ребенком – серьезное испытание и может больно ударить по самооценке учителя. Могут возникнуть мысли: «это моя вина, я сделал/а что-то не так»; «это он назло, пользуется моей слабостью/неопытностью»; «если я не смогу справиться – я никудышный педагог».

Поведение ребенка – это сложное уравнение. В нем замешаны темперамент, воспитание, ситуация в семье, жизненные обстоятельства, школьные нагрузки, отношения с одноклассниками. Вы тоже влияете на него, но не несете полную ответственность.

Помните: ребенку тоже трудно

Не стоит приписывать ученику злой умысел, желание «достать» лично вас. Это его жизнь, и он проживает ее так, как может. Его гнев или обида могут быть направлены на вас или кого-то из других детей. Но за этим стоит внутреннее, более глубокое чувство: «мне трудно», «мне одиноко» «я растерян». Попытайтесь понять мотивы поведения ученика. Если ученик постоянно отвлекается или мешает другим – скорее всего, он просто не может по-другому. Или таким образом неосознанно просит о помощи. 

Проанализируйте ситуацию

Чтобы проанализировать, чем именно вызвано девиантное поведение ребенка в школе, попытайтесь ответить на несколько вопросов:

1. В чем именно проявляются трудности ребенка в адаптации?

2. Когда, в каких условиях они возникают?

3. Может быть, ребенок закатывает истерики из-за замечаний, но делает это только на публике?

4. Или огрызается на всех, но только в конце недели из-за накопившейся усталости?

5. Изменилось ли поведение ребенка в последнее время, или он с самого начала вел себя именно так?

Узнайте о трудном ребенке побольше. Кто о нем заботится? Какая обстановка у него дома? Какой стиль воспитания практикуют родители? Они авторитарны или, напротив, много разрешают ребенку? Может быть, они совсем не интересуются его делами? Как они относятся к его успехам и трудностям? Как оценивают его способности? Каковы мотивы поведения ученика?

Наконец, поговорите с самим ребенком. Что он думает о школе, о классе? В чем ему трудно, что ему нравится и не нравится, что раздражает? Попробуйте оценить, как ребенок относится к учебе, что для него достижения, успех, провал? Чего бы ему хотелось от вас и от класса?

Своим поведением любой ребенок посылает вовне какой-то сигнал. Например: «Мне тяжело, я не справляюсь». Или: «Мне это не интересно». Или: «Мне кажется, меня здесь не принимают». Попробуйте считать этот сигнал, опираясь на свои наблюдения. Чтобы выяснить мотивы поведения ученика, может потребоваться несколько недель и помощь школьного психолога.

Прежде всего – как бы вы описали личность этого ребенка? Кто он по темпераменту? Можно воспользоваться классификацией Гиппенрейтер из книги «У нас разные характеры». Это адаптация классической типологии характеров. Она описывает и особенности поведения, и варианты работы с разными людьми – в том числе в детском возрасте.

Стресс-фактор

В психологии существует понятие стресс-фактор или стрессор. Под ним понимают, фактор, который вызывает у человека стресс. Это может быть как физический фактор, такой как голод, недостаток витаминов, боль или усталость, так и психологический – конфликтная ситуация, общественное давление, проблемы в семье.

Как определить стресс-фактор

Попробуйте определить, есть ли стресс-фактор, который заставляет ребенка чувствовать себя не в своей тарелке. Часто проблемы в начальной школе связаны со страхом ошибок, оценки и сравнения. Ребенок может реагировать на них по-разному: становиться шумным, раздражительным, закрытым.

Протестное поведение, замкнутость, низкая мотивация могут быть связаны и с тем, что ребенку сложно дается задание. Это нормальная ситуация. В младшем школьном возрасте продолжают формироваться связи между разными структурами головного мозга. Недостаточная сформированность регуляторных функций, смысловой стороны речи, зрительно-пространственных функций или слухоречевой памяти могут быть причинами сложностей в освоении навыка чтения, счета и письма.

Покажите ребенку, что вы на его стороне

Ребенку в любом случае важно чувствовать себя услышанным и понятым. Ему трудно дается материал, он не чувствует себя в своей тарелке в школе или новом классе, он не может разобраться в своем состоянии – все это доставляет дискомфорт прежде всего ему самому. Попробуйте поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать, что конкретно доставляет ему дискомфорт. У каждого человека есть склонность к эмпатии, которая поможет это сделать.

Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урока предложите разобраться: «Давай подумаем, почему так получилось. Давай, разберем, что не так». Разговаривайте и пробуйте понять причину бурных эмоций, это поможет вам подобрать нужные слова для разговора о происходящем.

Покажите ребенку, что вы готовы делать шаги ему навстречу. Например, если ему трудно дается какой-то момент урока – предложите поработать над ним вместе. Если ему трудно отвечать при всех – пусть отвечает вам наедине. Дайте ребенку понять, что его проблему можно решить, и он тоже может участвовать в этом.

Чтобы справляться со сложными переживаниями, нужно учиться их понимать и называть. А если ребенок злится и никак не может успокоиться, попробуйте научить его техникам саморегуляции. 

Создайте команду помощи

Если у вас есть гипотеза, обсудите ее с «группой поддержки» ребенка. В идеале, в нее должны входить учитель, родители, школьный психолог и социальный педагог. Попробуйте поговорить с каждой из сторон, выработать совместную линию (можно создать для этого отдельный чат). Поговорите с одноклассниками о поведении их товарища. Избегайте обвиняющего и обесценивающего тона, оскорблений («он у нас дурачок», «не обращайте на него внимания», «что поделать, такой уродился»). Сделайте акцент на том, что все мы разные, сложности могут быть у всех. Это помогает сформировать нормальное отношение к индивидуальным различиям и к сложностями, с которыми все люди сталкиваются. 

Помните, что трудности ребенка в классе может усугубить изоляция и травля со стороны других. Лучше действовать на опережение: заранее создать такую атмосферу, которая бы не допускала этого.